Проект ПроГВ - Статьи - Грудное вскармливание в Индии
Статьи

Грудное вскармливание в Индии

By 30.01.2019No Comments

Индия известна контрастами и противоречивостью, причудливым переплетением традиций и современности, культуры западной и культуры восточной. Едва ли есть такая сфера жизни индийского общества, на которой эта контрастность бы не отразилась, и грудное вскармливание не является исключением.

В роддомах

В целом Индийские врачи идут в ногу со временем и стараются следовать рекомендациям ВОЗ.  Роддомов совместного пребывания становится всё больше, персонал всячески поощряет кормление по требованию, даёт общие рекомендации о правильном прикладывании.

Но есть и другая сторона медали. В таком, казалось бы, дружелюбном к ребенку роддоме, бывают случаи когда после родов приходится напоминать персоналу, чтобы ребенка приложили поскорее к груди, на что, уже размешивающая смесь медсестра, может сказать «А вдруг там ещё нет молока?», матери остается лишь ответить «А вдруг есть!», чтобы, наконец, добиться своего.  Контакт кожа к коже после родов практикуется крайне редко, тем не менее возможен, если заранее договориться с врачом.

В точно таком же роддоме, столкнувшись с проблемами с лактацией, персонал, «из лучших побуждений», может посоветовать докармливать ребенка обычным кипяченым коровьим молоком, аргументируя тем, что если докармливать смесью, то из-за её сладкого вкуса ребенок не возьмет потом грудь.  Остается лишь гадать, действительно ли сотрудники роддомов не знают о риске кормления новорождённых коровьим молоком, или просто игнорируют его, и играет ли здесь какую-то роль «священный» для индийской культуры образ коровы и всего, что она производит.

Услугами консультантов по грудному вскармливанию индианки пользуются редко (многие вообще не знают об их существовании), а роддома обычно не держат консультантов в штате, вероятно, полагаясь на то, что квалификации медперсонала хватит на решение возможных проблем с лактацией. К сожалению, на практике это оказывается не всегда так.

Для стимуляции лактации, вместе с частыми прикладываниями, в роддомах нередко пользуются аюрведическими препаратами.  Стоит отдать должное, некоторые из них, например, семена пажитника, завоевали признание даже западных специалистов, другие растительные препараты едва ли вообще проходили какие-либо значимые исследования эффективности.

В чем кормящая индианка себя ощущает в роддоме свободно, так это в выборе еды. Длинных списков запретных и разрешенных продуктов новоиспеченным мамам в роддомах не выдают. Ешь что хочешь, питайся разнообразно и гармонично, сразу после родов могут даже предложить выпить кофе или апельсинового сока.  Может быть отчасти поэтому, у индианок нет привычки связывать любой плач грудного ребенка с болью в животе вызванной каким-либо зловредным продуктом из её меню.

Всё вышеперечисленное, при всех минусах, можно отнести к варианту хорошего и современного роддома, но не все роддома в Индии такие. Даже в развитых городах, не говоря уже о провинциальных поселках, до сих пор работают роддома где детей без необходимости докармливают смесями, цельным коровьим, или разведенным сухим молоком, иногда даже без согласия матери или уведомления её об этом.

Другой существенной проблемой Индии, вносящей свою лепту в проблемы с грудным вскармливанием, являются частые операции кесарева сечения без показаний. К сожалению специалистов способных оказать необходимую помощь и поддержку той части женщин, которые столкнулись с проблемами с установлением лактации после кесарева, не хватает, а еще чаще, к их услугам просто не прибегают, выбирая кормление смесью, даже в тех случаях где грудное вскармливание можно бы было наладить.

В семьях

Выписавшись из роддома и вернувшись домой, индийская мама с малышом, в большинстве случаев, попадает в руки свекрови. И тут стоит отметить, что индийская свекровь, это не свекровь русская, и наши бабушки, с их советами, это просто цветочки по сравнению с бабушками индийскими. Все дело в совсем другой модели семьи в Индии: традиционно, семьи живут вместе с родителями мужа, они-то и являются в доме главными, авторитет свекрови крайне высок, как для невестки, так и для сына. И в большинстве случаев индийские невестки примеряются с таким положением вещей.

По традиции, в течение 40 дней после родов, мама с малышом находятся дома (да, даже не гуляют), подразумевается, что это — время для восстановления после родов, отдыха, единения с малышом. Мама освобождается от всех домашних дел, раз в день к ней приходит массажистка, некоторые также проводят послеродовые обертывания. С одной стороны, у такой традиции есть несомненные плюсы. Мама может проводить максимально много времени в тесном контакте с малышом, позволить ему «висеть на груди», отключиться ото всех забот и полностью отдаться своему материнскому инстинкту.

Но есть и минусы. Парадоксально, но это время отдыха часто становится для мам крайне сложным и депрессивным периодом. Родня, движимая силой традиций и суеверий накладывает на женщину огромное количество ограничений, превращая период восстановления в период домашнего заточения. Её кутают, заставляют покрывать голову (дабы не «терять тепло»), иногда даже настаивают на том, чтобы затыкать уши ваткой, часто не позволяют выходить не только из дома, но даже из комнаты.

И конечно, для молодой мамы готовят специальное аюрведическое меню, основанное на концепте «холодных» и «горячих» продуктов (температура еды роли не играет, речь идет о некоей способности определенных продуктов создавать «внутренний жар»). Считается, что после родов организм женщины переходит в «холодную фазу», и для скорого восстановления, необходимо перевести организм в «горячую фазу».  С этой целью маму активно кормят орехами, сладкими пряными блюдами, чесноком и, главное, топленым маслом, именуемым в Индии «гхи», его добавляют почти во все «послеродовые блюда». Можно представить, что при такой диете, даже кормящие грудью индианки имеют проблемы со сбросом веса после беременности, что часто усугубляет их подавленное настроение.

Есть и список запрещенных продуктов, в него входят всё то, что «охлаждает организм», сюда относятся помидоры, манго, огурцы, яблоки, цитрусовые.  Дома появляется список продуктов «вызывающих колики». И если при выписке из роддома молодая индийская мама могла не особо задумываться над своим меню, то теперь родня напомнит, что цветную капусту, лук и бобовые необходимо исключить, ибо от них у ребенка непременно будут газы.

Сердобольные родственники невольно, но легко могут внести вклад в возникновение проблем с грудным вскармливанием, хотя, в большинстве своем, искренне его поддерживают. Бытует мнение, что производство молока необходимо активно стимулировать именно продуктами, потребляемыми мамой, и если этого не делать, то молока будет не хватать.  И плачущий ребенок в их глазах – это непременно голодный ребенок, ребенок недостаточно пухленький – тоже голодный и недоедающий, а мама, которая не употребляет в достаточном количестве «лактогонную еду» почти наверняка в зоне риска нехватки молока. С такими настроениями, сердобольные индийские бабушки, порой, пытаются тайком докормить ребенка, все тем же коровьим молоком или сухим разведенным. Продвинутые мамы в таких случаях держат оборону и отвоевывают грудное вскармливание, другие же принимают ситуацию как есть и идут на поводу и родни.

Тем не менее, индийцам стоит отдать должное — они не пытаются ограничить контакт мамы и малыша. От них не услышишь фразы «пусть прокричится» или «не таскай его постоянно на руках». Ребенка почти всё время держат на руках, баюкают и тискают, либо мама, либо многочисленные родственники. Индийцы не пытаются установить какие-либо промежутки между кормлениями, напротив поощряют маму давать грудь при каждом писке. Совместный сон с малышом также является нормой и практикуется в подавляющем большинстве семей.

Однако, мало какие индийские семьи дожидаются 6 месяцев до ввода прикорма, многие начинают давать пробовать еду ребенку уже с 3.5-4 месяцев, чаще всего просто из-за желания «дать попробовать», а также по совету бабушек, потому, что те делали так в свое время. Печален тот факт, что и многие врачи, не являющиеся педиатрами, и столкнувшись с ситуацией в которой, кормящей маме предстоит лечение, часто не утруждаются подбором препаратов совместимых с грудным вскармливанием, и, узнав что ребенку 4-5 месяцев, попросту предлагают завершить кормление грудью.

Ситуация с длительностью кормления грудью в Индии довольно противоречива, с одной стороны есть много примеров долгокормления, не только до двух, но и до трех, четырёх и даже пяти лет, но такие случаи более характерны для традиционных общин, жителей провинциальных городков и деревень. От многих современных эмансипированных индианок все чаще можно услышать мнение, что ребенка достаточно покормить грудью лишь первые несколько месяцев, кормление после 6 месяцев считается уже чем-то ненужным, а после года и более — вовсе странным и удивительным.

Мифы, практики и традиции, связанные с грудным вскармливанием, могут сильно различаться, в зависимости от сообщества, региона, народности и даже религии. В некоторых общинах существует традиция, запрещающая женщине кормить ребенка грудью до прекращения послеродового кровотечения, поскольку в этот период женщина считается «нечистой», к счастью, таких общин осталось мало. А вот идея о том, что кормящегося грудью ребенка нужно обязательно «на всякий случай» приучить к бутылочке довольно широко распространена.

Тенденции

В целом, стоит отдать Индии должное: кормление грудью здесь считается нормой, и процент детей которых когда-либо кормили грудью очень высок.  Однако, часто, недостаток информированности в отношении лактации, щедро приправленный местными традициями и советами родни, приводят к проблемам с грудным вскармливанием, раннему вводу прикорма и раннему отлучению от груди.

Анна Шарма